Как иллюзии мешают подростку выбрать профессию?

Недавний социологический опрос среди подростков 13-17 лет показал, что представители поколения альфа (дети, родившиеся после 2010 года) сложно ориентируются в сфере современных профессий, а большинство опрошенных предпочитают в будущем работать в сфере услуг. Самые популярные из названных профессий: курьер, бармен, официант и продавец. Подростков привлекает гибкий график и неполный рабочий день. Однако большинство опрошенных рассчитывает на высокий уровень оплаты, совершенно не соизмеряя доходы представителей разных сфер деятельности.

Руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина, ознакомившись с результатами опроса отметила: «Выбрать профессию молодым людям нередко мешают иллюзии — о мире и о себе. Формированию иллюзий способствует узкий кругозор — когда человек мало что знает о мире профессий. «Застревание» в общении только со сверстниками приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо бы, чтобы ребенок не боялся задавать вопросы тем, кто старше, — что у вас за профессия, почему именно ее выбрали, как осваивали, довольны ли. Такие разговоры легко складываются со взрослыми, которым подросток доверяет. Поэтому родителям важно не терять контакт с ребенком в любом возрасте».

Эксперты советуют использовать для выбора профессии классическую формулу «хочу, могу, надо». Где «хочу» — это желания и интересы подростка, «могу» — способности и склонности, «надо» — то, за что платят деньги и есть рабочие места. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область — идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь, и получаешь за это вознаграждение.

Хорошим помощником в вопросе выбора профессии является федеральный проект профориентации «Билет в будущее». Он позволяет ребятам посещать работодателей и общаться с профессионалами, увидеть своими глазами процесс работы и почувствовать собственный интерес к профессии. А заодно можно узнать из первых рук, как попадают в профессию, какие есть траектории внутри нее, возможности роста. Такие экскурсии осуществляются в рамках проекта каждой школой – участником «Билета в будущее».

Также есть курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» от Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Школьникам предоставляют информацию о профессиях и их востребованности. Сначала обсуждается общее направление, например аграрная сфера, а внутри много разных позиций — от агронома до технолога пищевого производства. Такие уроки проходят в школах каждый четверг. В них принимаю участие учащиеся 6-11 классов.